Грамота в детском саду. Подготовительная группа
Требования современной школьной программы стали намного выше. Подразумевается, что первоклассник должен прийти в школу с немалой базой знаний. Ему нужно знать основы грамоты, а его разговорная речь обязана соответствовать возрастной ступени. От этих показателей зависит богатство словарного запаса, правильность построения предложений, развитие памяти. Подготовительная группа – связующее звено между детским садом и школой. Воспитатели стараются мотивировать детей к приобретению новых знаний. Обучение грамоте занимает главное место в программе дошкольного образования.
Показатели готовности ребенка к занятиям
Чтобы добиться успехов в освоении русского языка, нужно выработать и совершенствовать определенные умения еще в дошкольном возрасте:
- Ребенок должен уметь находить звук, который чаще всего слышится в тексте или стихотворении. Это помогает развить фонематический слух.
- Дошкольник учится называть слова, начинающиеся с определенного звука.
- Деятельность педагогов направлена на работу со звуковым строением слова. Для этого детям предлагают упражнения и речевые игры, где нужно называть слова указанной звуковой структуры, менять их состав.
- Умение проводить звуковой анализ слов на этапе громкого проговаривания.
Цель и задачи периода обучения грамоте
От качества разработки конспекта занятия зависит результат образовательной работы с детьми. Воспитатель должен ставить перед собой конкретные задачи, помогающие подготовить ребенка к обучению чтению и письму, а также способствующие развитию личностных качеств.
Дети осваивают теоретические знания, знакомятся с такими понятиями как «звук», «слог», «предложение», учатся технике чтения слов, выполняют их звуковой анализ. Педагоги вырабатывают стремление к получению новых знаний, предлагают игры на развитие слуховой и зрительной памяти, мышления. В процессе работы необходимо поощрять самостоятельность и активность детей, стараться привить им любовь к родному языку, развить умение слушать учителя.
Формы и методы обучения
Существует несколько методов обучения. Их объединяют в такие группы:
- наглядные методы подразумевают использование наглядно-изобразительного материала, разгадывание ребусов, участие в сценках, посещение театра;
- практические занятия: обведение букв, напечатанных в специальных тетрадях точками, игровые методики, использование моделирования;
- словесные приемы, которые подразделяются на следующие виды: беседы, работа с книгами, рассказы по плану.
Занятия строятся с чередованием различных видов деятельности и способов получения информации. При изучении букв используются различные творческие задания. Таким образом, уроки становятся увлекательными, а материал усваивается лучше и быстрее. Также, нужно работать над моторикой – умением правильно захватывать карандаш, ориентироваться на листе бумаги.
Мотивирующее начало занятий
Грамота – знание правил грамматики, способность читать и писать. Ее освоение состоит из нескольких сложных этапов, изучение которых может показаться ребенку рутинной деятельностью. Чтобы интерес не угас, необходимо мотивировать дошкольников посредством использования дополнительных материалов. Начинать занятия лучше с игры или яркого, радостного события, вовлекающего в обучение. Важно периодически переключать внимание ребят, чтобы мозг не уставал, была возможность обдумать информацию. Огромное значение имеют дидактические и подвижные игры.
Что дети должны уметь делать к концу года обучения
К концу учебного года дети, посещающие центр развития, который находится в городе Краснообск, будут легко справляться с такими заданиями:
- Быстро и правильно повторять скороговорки.
- Перечислять предметы из предложений, называть их первый звук.
- Выполнять звуко-буквенный разбор таких слов как мир, дом, кит и т.д.
- Находить написанное на доске слово, отображать его на бумаге.
Детский сад – основа формирования личности, он выступает базой дошкольного воспитания. От полученных здесь знаний зависит дальнейшее развитие ребенка, социализация и отношение к себе.